Грачев Анатолий Федорович

Грачев Анатолий Федорович

1938 - 2005

Будучи в гостях у одной семьи, я увидела на стене комнаты живописный пейзаж художника А.Ф. Грачева. Хозяйка дома, гордившаяся приобретением, мало знала о самом художнике и поэтому с интересом расспрашивала меня как искусствоведа, хорошо знакомого с его творчеством, об авторе полюбившейся ей картины и его судьбе. Наш разговор натолкнул меня на мысль — через газету «Вечерний Красноярск» поближе познакомить красноярцев с творчеством талантливого художника и интересного человека Анатолия Федоровича Грачева. Тем более что для этого есть повод: недавно живописец отметил свой 60-летний юбилей, а юбилей, как известно, не только время зрелого мастерства, но и подведение итогов определенного этапа творческого пути.

Свой путь в искусство красноярский художник Анатолий Федорович Грачев нашел не сразу.

Родился в глухом сибирском селе Пихтовка Новосибирской области в большой многодетной крестьянской семье, где был десятым ребенком. Детские годы пришлись на трудное военное время. И, казалось бы, откуда взяться пристрастию и рвению к изобразительному искусству, но, по словам самого художника, «рисовать начал, как помнил себя». Может быть, это досталось в наследство от матери, удивительно доброй, тонкой души человека, мастерицы на все руки, которая любила вязать, шить, ткать, обладала особым природным вкусом, а может быть, сама окружающая сибирская природа с ее богатыми красками формировала в нем художника.

Но, пожалуй, главную роль в будущей судьбе Анатолия Федоровича сыграло знакомство с Константином Тимофеевичем Луканиным, профессиональным художником, учеником Московской школы живописи, сосланным в Сибирь как сын кулака.

Упорство и трудолюбие принесли первый успех. Детские рисунки студийца А. Грачева из сибирской глубинки экспонировались на международных выставках в Дели, Праге, Москве.

После окончания 10 классов он преподавал рисование и черчение в Гурьевской семилетней школе.

В то время 18-летнему юноше хотелось посмотреть мир, познать его многообразие, испытать себя. И по путевке комсомола в 1958 году он приезжает на строительство Красноярской ГЭС. Работал сначала маляром, потом в местном клубе художником-оформителем. Там познакомился с первыми художниками Дивногорска Евгением Шепелевичем и Вячеславом Власовым. Вместе ходили на этюды, говорили об искусстве, увлекались поисками новых форм. «Прекрасное было время, – вспоминает Анатолий Федорович, – морозы под –400 – 500С, никаких удобств, жили в палатках, недоедали, недосыпали, но жили интересной, насыщенной жизнью».

Работая художником, понял, что нужно учиться, не хватает профессиональных знаний. И в 1959 году он поступает в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Уровень подготовки был достаточно серьезный – сразу взяли на 2 курс.

Получив диплом под N 1, он с отличием заканчивает педагогическое отделение училища и становится преподавателем Красноярской детской художественной школы имени В.И. Сурикова. С тех пор преподавательская деятельность определяет всю его дальнейшую судьбу.

Десять лет работает заведующим учебной частью в Красноярском художественном училище имени В.И. Сурикова, а с 1979 года – преподавателем спецдисциплин, сам готовит будущих художников для большого искусства.

В период отпуска он уезжает в творческие поездки по Крайнему Северу, Хакасии, районам Красноярского края, в любое свободное от основной работы время отправляется на этюды, пишет в мастерской. Приходится только удивляться необыкновенному трудолюбию и организованности художника. За последние 10 лет им написано более трех тысяч работ, разных по технике исполнения, жанрам, тематике, мастерству.

Среди многообразия работ важное место занимает пейзаж, ему он отдает предпочтение. Его пейзажные картины и этюды привлекают внимание своей простотой, задушевностью и вместе с тем внутренней экспрессией и эмоциональностью. Известно, что создание художественного образа в пейзаже – процесс очень сложный, требующий от художника неутомимых поисков, своего видения и своего отношения к окружающему миру. По своему внутреннему складу он мягкий, душевный человек, отсюда и особая теплота его многих лирических по характеру картин-пейзажей. А.Куинджи говорил, что пейзаж – это «внутреннее чувство художника». Внутренним чувством собственного отношения, всем тем, чем дорога для А.Ф. Грачева как пейзажиста и человека природа, проникнуты картины «северного цикла»: «Поселок Караул», «Последний поселок на Енисее», «Усть-Порт. Полярная ночь», «Весна на Таймыре». Появлению их предшествовала длительная работа: сначала экспедиция на Север, сбор этюдного материала, затем поиски композиции, наиболее выразительного решения и непосредственная работа над холстом. Не случайно названные произведения были положительно отмечены критикой и зрителем, – они экспонировались на зональных выставках Сибирского региона.

Художник, обращаясь к пейзажу, стремится к передаче различных видов природы, различных ее состояний, оттенков. «Туманное утро», «Гроза идет», «Дали енисейские», «Рожь колосится», «Звонкий вечер», «Березовая роща» — разные мотивы, и для каждого из них он находит соответствующую манеру письма: от шишкинской выписанной до свободной динамичной, пастозной. Свежи, искренни и эмоциональны, красивы по цвету этюды последних лет.

Есть у Грачева и индустриальный пейзаж, хотя он вызывает сейчас негативную реакцию, но подход к нему у автора очень современный. Речь идет о картине «Саяно-Шушенский гигант». Полотно было написано еще в 1986 году, когда многие известные пейзажисты, обращаясь к теме Саяно-Шушенской ГЭС, воспевали крупнейший в мире гигант, преклоняясь перед достижениями современной индустрии. Вопреки традиционному подходу, Грачев изобразил плотину как зияющее черное отверстие, готовое поглотить окружающую его красоту и бездну в мрачную пустоту. Вот так нарочито, даже агрессивно подает автор Саяно- Шушенский гигант – этот прославленный образец индустриальной архитектуры, созданный человеком. Не созидательные, а разрушительные силы читаются в скрытой публицистичности картины. Сам художник говорит: «Мы видим, как на наших глазах меняется природа, разрушается естественный ландшафт, уничтожается красота. Вот и Енисей безропотно сдался, покорился человеку, навсегда лишив себя прежней красоты, природных богатств, климатического равновесия, не говоря о том, что погибло, осталось на дне Енисея. По моему глубокому убеждению, наши пейзажные работы должны звучать, как набат, напоминающий людям о чувстве ответственности за состояние родной природы».

Но не только пейзаж интересует живописца, творческие поиски идут в разных жанрах, его одинаково увлекают и тематическая картина, и портрет, и натюрморт. Как правило, удача там, где происходит серьезное глубокое осмысление и где художник берет за основу собственное живое ощущение действительности. К числу таких работ можно отнести «Портрет долганки Сотниковой». Художник долго работал над портретом, внимательно изучал натуру, сделал несколько вариантов. Пытаясь понять общее через конкретное, Анатолий Федорович глубоко осмысливает своеобразие модели, связывая с образом самой тундры образ пожилой долганки с добрыми материнскими глазами. Отсюда романтическая приподнятость, ассоциативность образа.

Член Союза художников России, заслуженный работник культуры А.Ф. Грачев и сейчас плодотворно работает над сибирской тематикой, активно участвует в художественной выставочной деятельности города и края. Только за последний год им было проведено и организовано 8 персональных выставок.

 

Роза Самойлова, искусствовед

напечатано в газете «Вечерний Красноярск» 21 июля 1999 г.