Фирер Илья Аронович

Илья Аронович Фирер (1922 – 2006) родился и вырос в  городе Енисейске Красноярского края. В 1938 г., после окончания восьмилетней школы, устроился работать художником-оформителем в енисейский кинотеатр «Совкино». Очевидно, тогда он осознал свое жизненное призвание и в следующем, 1939 г., поступил в Омское художественное училище. Но вскоре, не окончив и второго курса, переехал в Красноярск, где одновременно работал в Красноярском товариществе «Художник» и методистом по изобразительному искусству в краевом Доме народного творчества. В 1941 году И.А. Фирер был призван в армию и до 1945 года воевал в 367 стрелковой Краснознаменной дивизии на Карельском фронте. Награжден медалями «За боевые заслуги» (1943), «За участие в героической обороне Советского Заполярья» (1944) и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» (1945). В послевоенные годы заслуги И.А. Фирера были отмечены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1978), орденами Отечественной войны II степени (1985)  и «Знак Почета» (1981).

         Демобилизовавшись из рядов Советской армии в 1946 г., Илья Фирер поступил сразу на 2-й курс Казахского государственного театрально-художественного училища (Алма-Ата). Мастерству художника учился с необыкновенным желанием, можно даже сказать, одержимостью, успевая при этом еще подрабатывать учителем в школе рабочей молодежи и средней школе № 33. В 1950 г., получив диплом, молодой художник был направлен в Красноярск, стал преподавать в Детской художественной школе имени В.И. Сурикова, директором которой он был назначен в 1958 г. Работая в школе, Илья Аронович много занимался творчеством, активно участвовал в деятельности товарищества «Художник», а с 1958 г. еще и преподавал ряд специальных предметов в Красноярском художественном училище имени В.И. Сурикова, там же с 1968 по 1983 гг. И.А. Фирер был директором и именно под его руководством училище обрело и новое здание, и стройную, научно обоснованную и при этом живую методику преподавания, и сложившийся, сильный в профессиональном отношении коллектив, и, наконец, статус лидирующего художественного училища Сибири и одного из ведущих в стране. Как преподаватель, Илья Аронович оказал мощное творческое и интеллектуальное воздействие на десятки и сотни художников, чье становление так или иначе связано с суриковским училищем.

         Административная и педагогическая деятельность И.А. Фирера дополнялась еще и разнообразной общественной работой. Еще студентом училища он избирался председателем профкома, был делегатом Республиканской конференции работников искусств Казахской ССР. Дважды, в 1977 и 1980 гг.избирался депутатом Свердловского районного Совета г. Красноярска, где возглавлял постоянную комиссию по культурно-просветительской работе. С 1977 г. был членом методического совета государственных средних специальных учебных заведений, многие годы принимал участие в конференциях по художественному образованию, проводимых Академией художеств СССР, министерствами культуры СССР и РФСР, был руководителем методического объединения директоров и преподавателей художественных училищ зоны Сибири, координатором научно-методической работы художественных училищ и детских художественных школ Сибири и Дальнего Востока. Многие художественные школы в Красноярском крае возникли и обрели свое лицо при его непосредственном содействии.

         Казалось бы, при такой служебной и общественной нагрузке невозможно серьезно заниматься собственным творчеством. Но Илья Аронович  использовал каждую возможность для выезда на этюды или работы в мастерской. Прежде всего, в душе своей он был художником, хотя в его представлении, – а он был убежденным коммунистом, членом КПСС с 1963 г., – понятия «художник» и «гражданин» были неразделимы. Участвовать в выставках он начал с 1952 г., начиная с городских и краевых, и вплоть до Республиканских смотров российского искусства в Москве и зональных выставок «Сибирь социалистическая» в Новосибирске, Кемерове и Иркутске.  Трижды, в 1981-м,  в 1992 и 2002 годах, персональные выставки его произведений проходили в залах красноярского Союза художников России. Как глубоко советский человек, серьезно относившийся к призывам создавать тематические картины, воспевающие героическое прошлое советского народа и отражать в своем творчестве образ современника – строителя коммунизма, И.А. Фирер считал своей главной задачей написание тематических картин. Это внушительного размера многофигурные композиции на революционные или военные сюжеты, об их художественных достоинствах можно спорить, но то, что он писал их искренне, и, как часто бывает с авторами, не видел у себя ни явных ошибок в рисунке, ни утрированных штампов, ни того, что картины в целом просто неестественны. Выдающимся портретистом он также не был, хотя выразительные по психологизму и крепкие по исполнению портреты периодически выходили из-под его кисти. Есть в наследии Ильи Фирера и красивые, интересно задуманные и написанные натюрморты. Но по своему дарованию Илья Аронович был пейзажистом, наиболее ярко это качество проявилось в этюдах, особенно последних лет – яркие, свежие, лихо написанные – кажется, будто после выхода на пенсию художник помолодел или заново родился. Не исключаю, что так и было на самом деле, потому что прежняя, привитая воспитанием и пропагандой, идейность отошла на второй план, и на первый план вышли подавлявшиеся десятилетиями настоящие, прирожденные склонности и интересы, наконец-то Илья Фирер приблизился к настоящему себе, досадно только, что времени раскрыться в полной мере уже не хватило. В старости открылась и еще одна грань его дарования: в 2002 был издан сборник стихов «Поэтические этюды». В поэтических этюдах, как и в живописных, звучат искренние чувства, камерные лирические мотивы, нет надуманного пафоса и пренебрежения собственной личностью. И.А. Фирер прожил долгую и непростую жизнь и имел счастье, хотя бы на ее закате, обрести гармонию с миром и самим собой.

Наталья Тригалева, искусствовед