ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Сегодня мы поделимся с вами информацией о том, с чего началось становление Среднего профессионального образования (СПО).

СПО берет свое начало еще в IV-X веках. Именно в этот период появляются первые элементы будущей системы профессиональной подготовки. На данном этапе профессиям учили, в основном, внутри семей ремесленников.

В X-XI веках с зарождением феодального устройства и принятием христианства, приездом мастеров из Византии в подмастерья начинают брать талантливых детей из других семей. В XV веке в стране появились первые иконописные школы.

Также, появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Увидев уровень развития ремесел во время своего европейского путешествия, он сделал выводы о необходимости внедрения в стране профильных учебных заведений. Первые учебные заведения были открыты в начале XVIII века: навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная и медицинская школы.

В Санкт-Петербурге 14 января 1701 года открывается первая школа математических и навигационных наук.

В мае 1804 года А.Б. Куракиным (русский дипломат, член Государственного совета) создается первое ремесленное училище в Чернигове. В 1830 году открылось аналогичное училище в Москве.

Со второй половины XIX века в России получает развитие крупное машинное производство, начинается период промышленной революции.

В 1868 году создается 9-ый особый отдел (постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию), который начал открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех слоев населения. А в 1888 году в России впервые законодательно устанавливают единую систему профессионально-технических учебных заведений.

С 1920 года для работающей молодежи начала работу новая школа фабрично-заводского ученичества (4-летний срок обучения), а также были внедрены такие формы получения образования как: курсы, учебно-показательные мастерские, студии, школы рабочих подростков.
 

2 октября 1940 года в стране создается единая централизованная система профтехобразования и принимается Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» для привлечения всех социальных слоев в систему профессионального обучения. В этом же году практически все школы фабрично-заводского ученичества были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

В профессиональные училища в первый набор был подан 1 млн заявлений на 600 тыс. мест. В 1940 году было создано 622 ремесленных училища на 308 тыс. учащихся, 122 железнодорожных училища — 37 тыс. учащихся и 806 школ ФЗО — 257 тыс. учащихся. В мае 1941 года учебные заведения Государственных трудовых резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта.

Всего за 1941–1958 годы система подготовки дала народному хозяйству СССР более 10 млн молодых квалифицированных рабочих.

За 1959–1963 годы школы фабрично-заводского обучения и профессионально-технические учебные заведения были реорганизованы в профессионально-технические училища (ПТУ), сроком обучения от 1 до 3 лет.

В 1991 году в стране произошли изменения: стала формироваться рыночная экономика. Случилось полное изменение запроса на квалификации, появились новые профессии. В 1990-е годы сокращалось количество образовательных учреждений СПО и НПО. Социально-экономическая ситуация в стране обострялась, предприятия терпели убытки, многие были ликвидированы, наблюдался рост инфляции. Раннее существующая система управления профессиональным образованием, основанная на отраслевых принципах, стала неэффективна.

Важным этапом трансформации становится принятие 10 июля 1992 года Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», который определил порядок дальнейшего функционирования системы образования в новой России. С этого момента система профессионально-технического и среднего специального образования начинает переходить в стадию регионализации, где главной своей задачей становится ориентация на рынок труда и запросы экономики региона.

В 2002-2004 гг. начинается становление двухуровневой системы профессионального образования, регламентируемой Федеральным законом от 04 июля 2003 года № 95-ФЗ, который определял финансирование организаций СПО и НПО за счет средств бюджета субъекта РФ. Правительством был утвержден Перечень учреждений СПО и НПО, которые сохранили федеральное подчинение.

В 2008-2012 гг. состоялся заключительный этап регионализации профтеха. С этого момента федеральные органы гос. власти регламентировали государственную политику в сфере СПО, утверждение ФГОС, реализацию государственных целевых программ, установление перечня профессий и специальностей.

В 2009-2014 гг. был реализован эксперимент по внедрению программы прикладного бакалавриата. В 2014 году началось развитие инклюзивного образования и движения Абилимпикс.

В 2015 году были созданы Межрегиональные центры компетенций (МЦК), основной целью которых была подготовка национальной сборной для участия в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills. В 2016 году была создана Академия Ворлдскиллс, основанная для обучения преподавателей образовательных организаций.

25 июля 2022 года Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании Дня среднего профессионального образования. Таким образом, преемник Дня профтехобразования - День СПО получил официальный статус и соответствующую дату празднования - 2 октября.

 

другие новости