Служба медиации
Задачами СМ являются:
- формирование коллектива участников образовательных отношений, мотивированных на использование в своей повседневной деятельности медиативного подхода, ориентированного на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством метода медиации;
- информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений;
- проведение процедуры медиации и других восстановительных программ при разрешении конфликтов и споров, возникающих среди участников образовательных отношений.
Основные понятия
Служба медиации (далее СМ) - объединение участников образовательных отношений - сотрудников образовательной организации, обучающихся, их родителей (законных представителей), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности с помощью метода медиации и медиативного подхода, и использования восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору.
Метод медиации является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия.
Ситуации, в которых возможно использование службы медиации:
• Конфликты студентов внутри группы и между группами.
• Конфликты между преподавателем и студентом.
• Случаи, когда конфликт несовершеннолетних приводит к конфликту родителей.
• Случаи отвержения обучающегося в группе.
• С разрушенными отношениями в коллективе.
Критерии, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
• Есть конфликт, его стороны известны и не отрицают свою причастность;
• Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы;не находятся в состоянии алкогольного опьянения;
• Со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться;
• Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла;
• Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, обсуждение на классном часе и т.п.).
Что дает служба медиации
1. Появляется возможность конструктивно управлять конфликтами.
2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию студентов.
3. Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
4. Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраиваются межличностные отношения в подростковой и подростково-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации студентов.
5. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
6. Укрепляется роль студенческого самоуправления.
7. Студенты развивают компетенции по конструктивному общению, учатся убеждать словами.
8. Вносится вклад в решение проблемы понимания сверстников, взрослых, родителей, преподавателей.
9. Появляется чувство безопасности, веры в справедливость, восстанавливаются отношения в коллективе.
10. Появляется возможность получить уникальные навыки медиатора.
Эффекты работы службы медиации
Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.
Развивающий – навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту». Способности договариваться.
Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
Профилактический – прогулов, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, дисфункциональных последствий конфликтов.
Общекультурный – усвоение ценностей дружбы, понимания, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.